Главная / Новости / Памятка по противодействию коррупции для субъектов предпринимательства

Памятка по противодействию коррупции для субъектов предпринимательства

Основные понятия

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основные обязанности организаций в сфере противодействия коррупции

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Данная обязанность распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Перечень вводимых мер определяется организацией самостоятельно, исходя из специфики ее деятельности и реализуемых функций, оценки соответствующих коррупционных рисков. Главное требование – они не должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц обязанности, не предусмотренные нормативными правовыми актами.
Меры по предупреждению коррупции могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления недостоверной отчетности и использования поддельных документов.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов.
Необходимо обеспечить своевременное ознакомление с ними работников.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, которые размещены на официальном сайте государственного органа в сети «Интернет» (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/015/0).

Типичные нарушения статьи 13.3 Федерального закона
«О противодействии коррупции»

К наиболее типичным нарушениям указанных требований относится непринятие организациями локальных нормативных актов по вопросам профилактики коррупции либо несвоевременное приведение их в соответствие с федеральным законодательством.
Например, в ходе проверки подведомственных одному из федеральных органов исполнительной власти бюджетных учреждений установлено, что данными организациями не исполнялась обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, в том числе не были определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разрабатывались стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы, не принимались кодексы этики и служебного поведения работников.
В федеральном государственном унитарном предприятии Кодекс этики и служебного поведения работников устанавливал обязанность сотрудников уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к работнику каких либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. При этом такой порядок на предприятии установлен не был.
Кроме того, названный Кодекс обязывал работников, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, однако порядок его предотвращения и урегулирования также установлен не был.
Терминология, используемая в локальной нормативной базе акционерных обществ, противоречила федеральному законодательству. В частности, понятие коррупции не соответствовало определению, указанному в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»; разработанные в обществе типовые ситуации конфликта интересов содержали положения, не соответствующие установленному законом понятию конфликта интересов, завышенные требования к работникам и гражданам, не предусмотренную законом ответственность для определенной категории работников.
Допускаются нарушения, связанные с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Советник генерального директора одного акционерного общества не уведомил о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей и не принял меры к недопущению его возникновения в связи с участием в деятельности организации, с которой данное акционерное общество более 3-х лет заключаются контракты на сервисное обслуживание. По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации указанное лицо уволено из акционерного общества.
Нарушения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг.
Нормы положений о закупочной деятельности организаций должны отвечать требованиям нормативной определенности и прозрачности закупочных процедур.

Отдельные вопросы закрепления антикоррупционных обязанностей работника

Содержание трудового договора определено в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации. В указанной статье также отражены виды дополнительных условий, которые могут быть предусмотрены трудовым договором, в случае если они не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, на работников организаций, указанных в статье 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности представлять названные сведения и сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести
к конфликту интересов, возложены федеральным законодательством.
В случае, если на работников соответствующих организаций обязанности представлять вышеназванные сведения и сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, федеральным законодательством не возложены, работодателю следует воздержаться от включения к их трудовых договоры таких специальных обязанностей.
Вместе с тем для всех сотрудников организаций устанавливается общая обязанность:
воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации.
К общим обязанностям могут также относиться:
воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами.

Дополнительно:
В специальном разделе «Противодействие коррупции» на Едином портале прокуратуры Российской Федерации (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption) размещены наиболее актуальные материалы, которые могут быть интересны широкому кругу лиц: законодательство о противодействии коррупции, информационно-методические пособия на антикоррупционную тематику, сведения о международном сотрудничестве в данной области, информация об организуемых мероприятиях антикоррупционной направленности и многое другое.
Кроме того, этот раздел предназначен для оперативного получения сообщений о коррупционных проявлениях. Все заинтересованные лица имеют возможность сообщить о ставших им известными фактах коррупционных проявлений, написав электронное обращение в подразделе «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception/personal-receptionrequest).
Более того, в соответствии с распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации начиная с апреля 2017 года в первый вторник каждого месяца проводится Всероссийский день приема предпринимателей.
На территории Ростовской области также в первый вторник каждого месяца в прокуратуре Ростовской области проводится Всероссийский день приема предпринимателей.
Кроме того, проводятся совместные приемы предпринимателей прокурором Ростовской области и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ростовской области.
Представители бизнес-сообщества могут воспользоваться данной возможностью для разрешения вопросов правового характера.

Контакты:
эл.адрес: omb-pro@aaanet.ru
тел.: 8 (863) 262 73 76.