Главная / Новости / Реформа контрольно-надзорной деятельности

Реформа контрольно-надзорной деятельности

1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 01.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 01.07.2020 № 248-ФЗ, Закон о контроле), ключевой особенностью которого является реформа контрольной (надзорной) деятельности и смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений.
Закон о контроле регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Федеральный закон от 01.07.2020 № 248-ФЗ, как и Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (действующий с особенностями применения до 31.12.2024 включительно), не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, финансовый контроль.
Федеральным законом от 01.07.2020 № 248-ФЗ предусмотрены:
- риск-ориентированный подход (частота проверок напрямую зависит от уровня опасности объекта);
- приоритет профилактики (вводится 7 видов профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит);
- уход от «палочной системы» (контроль оценивается по предотвращениям);
- отказ от проверки как единственного мероприятия (вводятся «контактные» (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка) и «бесконтактные» (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование) способы осуществления контроля (надзора);
- информатизация (взаимодействие контролеров и контролируемых лиц только в электронном виде);
- учет видов контроля (создается реестр видов контроля).

Кроме того, Федеральным законом от 01.07.2020 № 248-ФЗ расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Сокращение сроков проверок.
Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (примечание: ранее срок составлял максимум 20 рабочих дней).
Документарная проверка длится не более 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от момента, когда истребованные документы представлены проверяющим.
Выездная проверка - не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено - не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.
Инспекционный визит - не более 1 рабочего дня на одном объекте.
Рейдовый осмотр - не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
Сроки остальных мероприятий определяют исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
Недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
В Законе о контроле перечислены 12 грубых нарушений (Примечание: статья 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Распоряжением Правительства Ростовской области от 09.04.2021 № 261 (https://www.donland.ru/documents/13751/) создана рабочая группа по вопросам реализации мероприятий органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, необходимых для реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В связи с проведенной реформой контрольно-надзорной деятельности актуализирован перечень видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области. На территории региона проводятся 28 видов контроля (надзора), реализуемых 15 контрольными (надзорными) органами:
- региональный государственный жилищный контроль (надзор) (https://gzhi.donland.ru/activity/3046/);
- региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (https://gzhi.donland.ru/activity/3046/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (https://dprro.donland.ru/activity/4736/);
- региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области (https://dpchs.donland.ru/activity/12488/);
- региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле (https://comarhivro.donland.ru/activity/3596/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия (https://okn.donland.ru/activity/291/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (https://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/activity/388/);
- региональный государственный экологический контроль (надзор) (https://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/activity/388/);
- региональный государственный геологический контроль (надзор) (https://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/activity/388/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными (http://uprvetro.donland.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/);
- региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
- региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области (https://mindortrans.donland.ru/activity/16598/);
- региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в Ростовской области (https://mintrud.donland.ru/activity/14990/);
- региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления
(https://www.donland.ru/documents/14395/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения в Ростовской области
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации
(https://rst.donland.ru/activity/6188/);
- региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (https://zan.donland.ru/activity/16794/);
- региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (https://gtn.donland.ru/activity/3537/);
- региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (https://stroynadzor.donland.ru/activity/6288/);
- региональный государственный строительный надзор (https://stroynadzor.donland.ru/activity/6281/);
- региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Ростовской области
(https://pravo.donland.ru/doc/view/id/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_820_13102021_28819/).

Список региональных органов контроля.
1. Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;
2. Министерство транспорта Ростовской области;
3. Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области;
4. Министерство труда и социального развития Ростовской области;
5. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
6. Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области;
7. Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;
8. Управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ростовской области:
9. Государственная жилищная инспекция Ростовской области;
10. Региональная служба по тарифам Ростовской области;
11. Управление ветеринарии Ростовской области;
12. Департамент потребительского рынка Ростовской области;
13. Комитет по управлению архивным делом Ростовской области;
14. Управление государственной службы занятости населения Ростовской области;
15. Министерство культуры Ростовской области.

Список региональных органов контроля, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля в части переданных полномочий:
1. Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области;
2. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
3 Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

Список территориальных федеральных органов контроля и фонды:
1. Управление государственного авиационного надзора и надзора
за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
2. Главное управление МЧС России по Ростовской области;
3. Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
по Ростовской области, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия;
5. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области;
6. Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области;
7. Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
8. Южное таможенное управление;
9. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области;
10. Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
11. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу;
12. Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
13. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области;
14. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ростовской области;
15. Государственная инспекция труда в Ростовской области;
16. Южное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Механизмы досудебного обжалования.
с 1 июля 2021 года процедура досудебного обжалования решений федеральных органов государственного контроля (надзора) (например, МЧС России, Роспотребнадзор) станет доступна для наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора), используя по возможности различные формы публичной коммуникации, включая официальные аккаунты органов власти в социальных сетях, центры «Мой бизнес», МФЦ, региональные сообщества и общественные организации, печатные и интернет СМИ, телеканалы и радиостанции (Примечание: активная ссылка на Файл ПДФ (во вложении).

Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности, в которую входят:
1) ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольный (надзорный) орган;
2) индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

До 31.12.2021 на территории Ростовской области органам регионального государственного контроля (надзора) по итогам проведенных проверок рекомендовано не применять в отношении субъектов предпринимательской деятельности штрафные санкции, заменив их на предупреждение.